e

За рулём ГАЗ-23

Интересная статья, о самой редкой "Волге" ГАЗ-23, 

которая продаётся на нашем сайте https://avtoclassika.com/carmarket/19/

в украинском издании журнала "Зарулём"

 

Автор Ярослав Московка, фото: Сергей Торгалов

ЗА РУЛЕМ №2 2020

 

В 1959 году Комитет госбезопасности заказал ГАЗу разработку очередной спецверсии «легкового автомобиля с повышенными динамическими характеристиками».

Продолжаем начатую в прошлом номере историю «Волги» первого поколения с автоматическими коробками передач. И так, попытка оснастить новый советский автомобиль автоматической коробкой передач в массовом серийном исполнении потерпела фиаско. Но на этом история «волг» с автоматами не только не закончилась – в некотором роде она лишь началась.

Как мы уже знаем, коллектив Бориса Сидоровича Поспелова весьма оперативно взялся за усовершенствование изначальной конструкции автомата по технологиям Chrysler. Собственно, причиной доводки стали не детские болезни коробки, а её назначение для представительского автомобиля ГАЗ-13 «Чайка», шагнувшего в серию в январе 1959 года. Что же получилось с трансмиссией в итоге?

Изменили передаточные числа и схему работы – коробка стала полноценно трёхступенчатой, первая передача больше не использовалась исключительно в тяжёлых дорожных условиях. Оно и очевидно: «Чайку» на бездорожье сложно представить, в отличие от скоростного шоссе, – такой машине однозначно были нужны три ступени для быстрой езды. Соответственно, другим стал и коэффициент трансформации в гидротрансформаторе – узел перерассчитали под гораздо более мощную V-образную «восьмёрку». А вместо режима П (пониженная передача) появился режим Т – торможение двигателем. На скорости ниже 36 км/ч автомат держал первую передачу, выше – вторую.

В наши дни самая быстрая «Волга» ГАЗ-23 – огромная редкость: почти все машины бесславно сгинули, когда в спецслужбах им пришла замена в виде «догонялок» нового поколения.

Секретный заказ

В 1959 году Комитет госбезопасности заказал ГАЗу разработку очередной спецверсии «легкового автомобиля с повышенными динамическими характеристиками» – проще говоря, новую «догонялку», уже, разумеется, на базе «Волги». Напомним, в 1956 году завод выпустил около сотни «Побед» ГАЗ-М-20Г с двигателем от ЗИМа (ЗР, 2019, № 9). Проект возглавил конструктор Борис Акимович Дехтяр. Как и в случае с «Победой», силовой агрегат для «догонялки» был практически безальтернативен – других вариантов, помимо «восьмёрки» от «Чайки» с автоматом, у заводчан не было.

С установкой громадного мотора на «Волгу» пришлось основательно повозиться. Вроде бы и не тесно под капотом со статным оленем, а «восьмёрка» несильно хотела здесь поселиться. В итоге мотор впихнули, повернув его на 2º по оси коленвала и немного изменив правый лонжерон, но буквально с миллиметровыми зазорами от кузовных элементов – ювелирная работа!

Машина украшена полным хром-пакетом со «стрелами» и «килями» на крыльях, а также светотехникой с оранжевыми рассеивателями – такую ставили на экспортные версии. Да и цвет не из стандартной палитры, хотя в него «Волга» была окрашена на заводе

эти детали можно приобрести на нашем сайте: https://avtoclassika.com/car/gaz-21/416/19123/, https://avtoclassika.com/car/gaz-21/416/19121/

Специальный блокирующий замок позволяет открыть багажник только при распахнутой задней правой двери: это исключает проникновение в него посторонних лиц.

Огромный радиатор «Чайки» потребовал изменить передний щит – именно по этой детали можно отличить настоящую ГАЗ-23 от подделки.

Это автомобиль 1962 года, ещё в переходном кузове от второй серии к третьей – именно поэтому здесь короткие «второсерийные» водостоки

В довольно просторном подкапотном пространстве «Волги» V-образная «восьмёрка» уместилась едва-едва, с сантиметровым запасом.

Первым делом на «Волгу» поставили дефорсированный до 160 л.с. двигатель. В широкой серии ГАЗ-23 оснащали мотором мощностью 195 л.с.: он отличался от «чайковского» поддоном, вентилятором, генератором, правым выпускным коллектором и картером гидротрансформатора. Главная пара тоже была оригинальной, ни от ГАЗ-13, ни от ГАЗ-21 – с передаточным числом 3,38. «Догонялка» набирала 100 км/ч за 16 с, будучи даже на 2 с быстрее «Чайки».

Заново сделали передний щит (по этой детали безошибочно можно отличить настоящие машины от подделок), усилили передние лонжероны. Подвеску тоже доработали: спереди стояли более мощные пружины, навитые из стального прутка увеличенного диаметра, сзади – оригинальные рессоры с листами толщиной 6,5 мм (на обычной «Волге» – 6 мм) и амортизаторами, скомбинированными из деталей таковых для «Волги» и ЗИМа. Закономерно усилили тормоза, но весьма номинально: вакуумный усилитель на машине даже не планировался, разве только поставили более выносливые колодки и оригинальные тормозные барабаны из кованого чугуна с особой термической обработкой, а также залили специальную жидкость с температурой кипения 130º С.

Плита в багажнике, чугунная или бетонная – не более чем байка. Да, у машины были проблемы с развесовкой из-за перегруженного передка, но в реальной эксплуатации заднюю часть уравновешивали либо аппаратурой спецсвязи (её пристраивали как раз в багажнике, дабы не было заметно), либо запасами конспиративного обмундирования, либо банально запасными колёсами, которые всегда были насущной необходимостью.

Талант маскировки.

Специальная машина получила полностью самостоятельный индекс – ГАЗ-23. Не столько из-за объёма переделок, а потому, что изначально было запланировано целое семейство особых моделей. И здесь мы развеиваем очередной миф, будто бы «догонялку» выпускали только с АКПП.

У переднего пассажира места в ногах меньше, чем в простой «Волге»: под этим участком пола – правый выпускной коллектор большого мотора.

С автоматом – «чистая» ГАЗ-23 полностью в неброском образе массовых гражданских машин, а также ГАЗ-23Б: автомобиль в полном хром-пакете (который принято звать экспортным), с улучшенной отделкой салона и, как правило, в чёрном цвете. Нарядные ГАЗ-23Б использовались для сопровождения кортежей, а также как служебные автомобили высоких чинов МВД, КГБ и прочих причастных госорганов.

А вот ГАЗ-23А – машина с «восьмёркой», но обычной «волговской» механикой, понятно, доработанной, с усиленными шестернями, дабы мотор её не порвал в клочья – по крайней мере, быстрее нужного. Такие автомобили отлично маскировались под такси, почтовые и прочие машины городских служб – и использовались для ведения слежки. ГАЗ-23А1 – тоже вариант с механикой, но с оборудованием спецсвязи в багажнике.

Хорошо, что педаль тормоза не обычная, а широкая: на неё порой нужно нажимать обеими ногами.

На заднем сиденье тоже с виду всё как в обычной «21-й». Пока не отворить правую заднюю дверь…

Маскировка «догонялок» потребовала от конструкторов мозгового штурма. Начнём с того, что у «чайковского» мотора было два выпускных коллектора и две выхлопные трубы – оно и понятно, «восьмёрка» же. Машину наблюдения две выхлопные трубы выдали бы с потрохами. Поэтому на ГАЗ-23 выхлоп вывели в одну трубу, но уже почти у самого заднего бампера – а по днищу машины шли две трубы. На парадной версии с чистой совестью ставили над рулевой колонкой индикатор режимов автомата – окошко со стрелочкой, как на ГАЗ-21 с АКПП. На конспиративных машинах обходились без него: при взгляде с улицы интерьер абсолютно не отличался от самой обыкновенной гражданской «Волги». Если только не заметить, что педалей – две… Механизи управления АКПП тоже продаётся на нашем сайте:

https://avtoclassika.com/car/gaz-21/449/170598/

Из космоса на землю

И вот перед нами – живая, настоящая ГАЗ-23. Это машина с необычной судьбой – и даже цвет её, тёмно-синий с фиолетовым оттенком (согласно архивным документам), необычный, он присутствовал в заводской палитре, но использовался очень редко, только для автомобилей с особым статусом! 

Специально для КГБ эта машина не работала — свои первые двадцать лет жизни она жила в одном из секретных подмосковных городков, где выполняла роль «экспресс-курьера» между Кремлем и одним из космических институтов. Такая машина не останавливалась на светофорах и ее не должны были останавливать сотрудникам ГАИ.

GAZ-23В 1985 году в комиссионном магазине Москвы её почти случайным образом приобрёл житель города Хмельник из Винницкой области – так и оказалась редкая «Волга» в Украине. Каким же образом она попала в комиссионку? Интрига та ещё! Есть мнение, что директор ведомства умудрился провернуть хитрую комбинацию и переписать машину на себя. Гипотезу подтверждают сохранившиеся номерные знаки 54-87 ЮБЯ: это поздняя серия, выдававшаяся на рубеже 80-х годов, то есть автомобиль был перерегистрирован.

В управлении 23-я крайне непроста и норовиста: даже в те времена с ней не каждый мог сладить без спецподготовки, а уж с нынешними водительскими привычками за её рулём и вовсе тяжело – в самом прямом смысле. Передняя часть «Волги» крепко нагружена здоровенной «восьмёркой» с автоматом: руль и на ходу нелёгок, а на месте его едва провернёшь. Особый разговор – педаль тормоза: на неё нужно давить чуть ли не обеими ногами! Двигатель брыкучий, и гидроавтомат не особенно сглаживает его горячий норов: едва коснёшься правой педали, как автомобиль тут же делает хищный рывок вперёд. Зато динамика – на уровне современных машин. Прибавьте к картине тонёхонькие «волговские» колёса на узкой резине.

В поворотах машину с лихим потенциалом двигателя запросто уносит! Так что не зря шофёры КГБ качали мускулы и рук, и ног в спортзалах, а навыки управления оттачивали на спецполигонах. Кстати, на ГАЗ-23 не садили водителей рангом ниже капитана. И не напрасно в багажниках возили комплекты запасных колёс: в «боевых режимах» автомобили нещадно сжирали резину, не рассчитанную на столь зверские нагрузки.

В наши дни ГАЗ-23 – огромная редкость: практически все машины бесславно сгинули, когда им пришла замена. И среди экземпляров, всплывающих в продаже, хватает подделок. Автомобилей с механической коробкой вовсе не сохранилось: даже доработанную трансмиссию мощный мотор быстро добивал, так что срок их службы был недолог. Кстати, а чем же заменили ГАЗ-23? О следующих поколениях горьковских «догонялок» мы ещё непременно расскажем – ведь такие машины тоже есть в Украине.

В подготовке материала принимали участие руководитель мастерской «Автоклассика» Валерий Буслаев, а также историк Владимир Винник.